воскресенье, 24 января 2010 г.

Чехов в Ялте.




Антон Павлович Чехов впервые был в Ялте проездом, по пути в Феодосию в июле 1888 г. В июле-августе следующего года Чехов прожил в Ялте три недели, работая над повестью «Скучная история». Через 5 лет он вновь приезжает в Ялту, на этот раз лечиться, и проживает в гостинице «Россия». Осень и зиму 1898 года из-за болезни ему предстояло провести либо в Ницце, либо в Ялте. 14 сентября он отбыл в Ялту, и вскоре купил участок земли в двух километрах от набережной, в татарской деревне Аутке (ныне предместье Ялты Чехово).
  
В книге воспоминаний «Вокруг Чехова» брат писателя Михаил Павлович описывает первые впечатления от места для будущей «Белой дачи»: «Как мне говорил живший тогда в Ялте бывший певец оперы Усатов, живший там по городским выборам, участок этот Антону Павловичу просто «всучили». Тогда он не был включен ни в водопроводную сеть, ни в канализацию, и первые три года жизни на нем пришлось довольствоваться дождевой водой, а молодой сад поливали помоями из-под умывания».

Ялтинский дом строился на деньги от контракта с фирмой Маркса на право издания сочинений писателя и право на будущие произведения, заключенного в январе 1899 года. Антон Павлович собственноручно заложил сад - Чехов написал однажды, что если бы не литература, то он бы был садовником. Растения, посаженные при жизни Чехова, а также восстановительные посадки считаются мемориальными. При подборе ассортимента Чехов использовал "Флору садоводства" П.П.Золотарева, многочисленные каталоги, прейскуранты, проспекты; было высажено множество плодовых деревьев, 57 сортов роз, экзотические растения, в память о Подмосковье – береза. После землетрясения в 1927 году флора восстанавливается специалистами Никитского ботанического сада. В одном из июньских писем Михаила Павловича Чехова за 1928 г. говорится: "Я довел наш сад до высокой точки. Роз - целое море: От цветов не видно листвы".
  
Многое в Ялте связано с именем Чехова. Его популярность среди ялтинцев была очень велика. К нему приходили за советом учителя и врачи, за помощью — больные. Чехов был избран в члены попечительского совета Ялтинской женской гимназии (ныне школа № 5), пожертвовал 500 рублей на постройку школы в Мухолатке, хлопотал о чахоточных больных, которые со всех концов России стали обращаться к нему с просьбами устроить их в Ялте, организовал сбор средств на строительство общедоступного противотуберкулезного пансионата "Яузлар" (сейчас санаторий им. А.П.Чехова). 29 августа Антон Павлович окончательно переселился в свой собственный дом в Ялте, построенный по проекту Л. Н. Шаповалова. После этого Мелихово продается, мать и сестра отправляются на постоянное жительство в Крым.

В этом доме Чехов прожил с 1899 по 1904 год, написал пьесы «Три сестры», «Вишневый сад», рассказы «Дама с собачкой», «Невеста», «На святках», повесть «В овраге» и др.  «В течение пяти с половиной лет, которые Антон Павлович прожил в Ялте, жизнь в нашей усадьбе била ключом. Кто только не бывал у нас! Алексей Максимович Горький, В. Г. Короленко, Куприн, Левитан, бывали здесь. Горький был наиболее частым гостем», — писала сестра писателя в своих воспоминаниях. В саду сохранилась «горьковская скамья», на которой Чехов и Горький подолгу беседовали. Многие представители русской культуры того времени бывали гостями Антона Павловича. Здесь пел Федор Шаляпин, исполняли на фортепиано свои произведения Сергей Рахманинов и Александр Спендиаров, Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Вера Комиссаржевская. Из Ялты А.П.Чехов ездил в Гаспру к Л.Н.Толстому. В апреле 1900 года Художественный театр в полном составе приехал показать несколько спектаклей  в Севастополе, специально для Чехова давали пьесу «Дядя Ваня».

Дом Чехова в Ялте был открыт для посещения в первый же год после его смерти. Михаил Павлович Чехов писал, что Россия «обогатилась полным поэзии и трогательной чеховской лирики культурным учреждением, которое известно теперь всему просвещенному миру и которое носит теперь название «дом-музей А.П. Чехова в Ялте». Сразу после окончания гражданской войны в Крыму, весной 1921 года Ялтинский Военно-революционный комитет принял решение сохранить дом, а сестре Чехова Марии Павловне выдал «Охранную грамоту», поручив возглавить работу по организации музея. До последнего дня своей жизни (15 мая 1957 года) в течение 36 лет она была директором музея. С 1926 г. Дом-музей А.П.Чехова - филиал Государственной библиотеки СССР им. В.И.Ленина (г.Москва). Михаил Павлович взял на себя отчетность музея, работал научным сотрудником, консультантом, в одной из работ составил описание книг личной библиотеки А.П. Чехова, а также мемориальный каталог музея, где рассказывалась история каждого экспоната.
 
В доме сохранились столовая, спальня и кабинет писателя в том виде, как они были при жизни Чехова. В 1966 году на территории, прилегающей к Дому-музею, по проекту архитектора З.В.Перемиловского было выстроено здание для новой литературной экспозиции. В 1995 г. открылся филиал музея на даче писателя в Гурзуфе. В настоящее время Дом-музей А.П.Чехова находится в подчинении Министерства культуры Автономной Республики Крым.

В книге отзывов Чеховского дома записаны слова К. Паустовского: "Есть четыре места в России, которые полны огромной лирической силы и овеяны подлинной народной любовью - дом Чехова в Ялте, дом Л.Толстого в Ясной Поляне, могила Пушкина а Святых горах и могила Лермонтова в Тарханах. В этих местах наше сердце, наши надежды: в них как бы сосредоточена вся прелесть жизни".
Были использованы материалы сайтов:

http://rusmilestones.ru/theme/show/?id=24629

http://www.ccssu.crimea.ua/crimea/culture/museums/yalta/chehov/
http://sputnik.mto.ru/Kultura/28/Cheh/4.3.htm



 Чехов в Ялте
Как солнце ярко светится над Ялтой!
Сверкает пены белая кайма.
И белые кокетливые платья
Надели все прибрежные дома.
        И человек, совсем ещё не старый,
В чудном, из моды вышедшем пенсне
Задумчиво бредёт по тротуару,
Чуть улыбаясь солнцу и весне…
Ах, доктор Чехов, мудрый доктор Чехов,
Я понял Вашу каждую строку:
Болезни века Вы лечили смехом,
Тая в душе ямщицкую тоску.
Кругом – глупцы, чинуши, богомольцы.
Родной души совсем, как будто нет.
Лишь солнце в разноцветные стекольца,
Как друг заглядывает в кабинет.
Как грустно всё. Как сложен и несладок
Тяжёлый труд быть совестью людей!
И что ему его большая слава?
Она заезжим тенорам нужней!
Вот он в кафе, среди курортниц модных,
Среди дельцов в лощеных котелках,
На миг сосредоточенно и молча
Склонился над стаканом молока…
Но что же делать? Вот беда! Он узнан!
Все взгляды вмиг к нему устремлены.
Он их похвал, их комплиментов узник –
«Да славится великий сын страны!»
Как нравится рядить в павлиньи перья!
Как тяга к поклоненью велика!
Он встал и вышел, громко хлопнув дверью
И не допив стакана молока.
 
 Стихотворение с блога "миры библиотек":  http://myblogluba.blogspot.com/2010/01/blog-post_24.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий